Эссе Киселевой Н.А. по итогам конференции
«Аутизм. Вызовы и решения»

Запись опубликована 12.04.2014г.

Эссе по итогам участия во второй Международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения». Клуб ВК: http://vk.com/public51354261

Конференция проводилась в Москве с 10 по 12 апреля 2014 года. Это интересное и информативное мероприятие посетила директор НОУ «Странник» Киселева Наталия Александровна. Небольшое эссе-отчет по результатам этой поездки мы представляем вашему вниманию.

Посещение конференции и анализ полученных впечатлений, заинтересовавшей информации – это всегда индивидуальное и глубоко субъективное дело. Однако, я рискну описать свои выводы и мысли по итогам этого мероприятия, ни в коем случае не претендуя на какие-то обобщения. Ведь, в конечном итоге, по настоящему важно лишь то, что изменится и, смею надеяться, улучшится в нашей работе с детьми после получения новой информации.

Начну с наиболее яркого впечатления, которое произвело на меня выступление специалистов-генетиков из Харьковского специализированного медико-генетического Центра (их сайт: clingenetic.com.ua) доктора медицинских наук Белецкой Светланы Викторовны «Нарушение обмена аминокислот при аутизме» и доктора медицинских наук Гречаниной Юлии Борисовны «Пациент-ориентированное лечение метаболических форм аутизма». Во-первых, коллектив этого Центра подобрал спектр обследований, с помощью которых можно точно выявить, а впоследствии контролировать изменения в обеспечении организма необходимыми для адекватного функционирования всех систем аминокислотами и их производными. Во-вторых, специалисты Центра разобрались с тем, как с помощью диет, витаминной и минеральной терапии прицельно воздействовать на повышение или понижение концентрации «проблемных» веществ в конкретном организме, то есть в организме именно этого человека. Я очень давно ждала, когда же кто-то из специалистов, занимающихся вопросами метаболизма и нарушений обмена, произнесет во всеуслышание напрашивающиеся по простой «житейской» логике слова о том, что «нет одной диеты для всех». Да, многие дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), которых родители сажали на безглютеновую и\или бескозеиновую диету, показывали улучшения в своем поведении и развитии. Но множество детей не показывали никакой динамики, а для некоторых деток эта диета закончилась ухудшением состояния. В этой ситуации энтузиазм Ричарда Фрая (Университет Арканзаса, США), выступавшего днем ранее, и заверявшего аудиторию в необходимости «поиска своего пути» с помощью перебора различных препаратов, диет и минералов, выглядел бездоказательными попытками «лечить вслепую» (при всем моем уважении к этому специалисту и его колоссальному опыту).

Личное общение с коллегами из Харькова (в перерывах на кофе-брейки) проявило также их полную готовность к контакту со всеми, кто нуждается в их помощи, и я искренне надеюсь на длительное и плодотворное сотрудничество с этим коллективом.

Вторым ярким впечатлением конференции для меня стало выступление кандидата психологических наук Дарьи Станиславовны Переверзевой с докладом «Нарушение развития зрительной когнитивной функции у детей с расстройствами аутистического спектра: теоретическая модель, экспериментальные исследования, подходы к коррекции». С «анатомической точностью» разобрав структуру зрительного восприятия и выделив все особенности этой сферы, исследованные у детей в РАС, Дарья Станиславовна предложила очень интересные варианты «вмешательства», позволяющие формировать и развивать наиболее тонкие и слабо поддающиеся коррекции, базовые основы зрительно-пространственных функций и зрительного внимания. С текстом диссертационного исследования Переверзевой Д.С. по теме «Диагностика и коррекция зрительного опознания и зрительно контролируемых действий у детей 3—7 лет с расстройствами аутистического спектра» можно ознакомиться здесь: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/55670/source:default (после предварительной регистрации на сайте).

Заключительный день конференции порадовал выступлением представителей общеобразовательной школы № 1465 города Москвы (сайт школы: http://sch1465.mskzapad.ru/activity/inclusives/), где с этого учебного года стартовала совершенно новая модель «отделения инклюзии» для детей с РАС. Сотрудники отделения проработали, начали реализовывать и в настоящее время постоянно уточняют и дополняют структуру службы, позволяющей гармонично (и это не слова, они это делают!) ввести ребенка с довольно выраженной формой проявления РАС, в жизнь общеобразовательной школы. Основным направлением коррекционного воздействия специалисты «отделения инклюзии» выбрали прикладной анализ поведения (АВВА), и успешно применяют эту форму вмешательства для обеспечения плавного введения ребенка в новые и достаточно сложные для него условия школы.

Вообще в целом вся конференция была в той или иной степени посвящена пропаганде (в хорошем, продуктивном смысле этого слова) метода прикладного анализа поведения. Не касаясь споров, которые ведутся в различных научных и практических кругах по поводу целесообразности, перспективности и этичности (даже) этого метода вмешательства, скажу лишь, что некоторые прикладные аспекты организации взаимодействия между терапевтом и ребенком с РАС в ходе занятия были для меня интересными. Полагаю, следует подумать над интеграцией этих приемов в практику работы специалистов нашего учреждения. Однако, несмотря на большой объем информации, предоставленной специалистами из разных стран, у меня не возникло желания послать кого-то из специалистов учреждения на переподготовку или пригласить на работу специалиста по АВВА-терапии.

С глубоким уважением и благодарностью ко всем организаторам и участникам конференции,
Киселева Наталия Александровна.