«Горячая пора» в мастерских

Запись опубликована 19.03.2018г.

Последние пару недель занятия в наших мастерских снова посвящены созданию работ в технике «горячий батик». Этот удивительный вид творчества прочно занял свое место в программе наших мастерских. Мастер росписи по ткани Ирина Александровна Перелешина уже второй год проводит с ребятами систематические мастер-классы, стараясь адаптировать эту непростую технику к возможностям наших учеников.

Техника горячего батика была известна древним яванцам (из языка которых и пришел термин «батик»), египтянам и китайцам. Смысл данного способа заключается в том, что участки ткани, которые не должны быть закрашены, или на которых нужно сохранить уже нанесенную краску, покрываются горячим воском, который пропитывает материю и защищает ее.

Две предшествующие мастер-классу недели традиционно посвящаются подготовке эскизов для будущих композиций. Ребята определяются с темой работы, цветовой гаммой и композицией будущей росписи. Эскизы в размере «один к одному» рисуются и раскрашиваются акварельными красками.

И вот, день росписи настал! Перед тем, как перейти к работе с тканью, каждый ученик составляет карту действий для своей композиции. Техника горячего батика предполагает несколько этапов покраски ткани с постепенным переходом от светлых к более темным тонам. На специальных листах (которые были разработаны в наших мастерских для мастер-классов в технике «горячий батик») с помощью мастера ребята отмечают, какой цвет будет наноситься первым, какой образ первым будет закрываться воском, и так, цвет за цветом, образ за образом, прорабатывается вся последовательность действий для каждого эскиза. Подобная схема позволяет каждому ученику запомнить этапы работы. Так как все подготовленные ребятами эскизы были совершенно разными, у всех получилась разная последовательность действий.

Очень дружно и активно работали ребята из мастерской № 1!

В начале занятия Никита помогал печатать на плоттере трафареты для картин Лизы и Кости. Так как ребятам трудно самим добиться четкого изображения объектов, которые они задумали для своей композиции, плоттер помогает им вырезать и перенести на ткань выбранный из банка данных компьютера образ, конечно, если такой образ там есть. Например, для своего батика Никита задумал автопортрет, и в создании такого сложного образа плоттер Никите, конечно, не помощник! Подготовленный для силуэта фон Никита немного «посолил», в дальнейшем этот секретный ингредиент создаст эффект размытости.

Костя для того, чтобы сохранить белизну шелка для задуманных ромашек, с помощью трафарета наносил воск прямо на белую ткань – это и был первый этап его работы. Затем покрасил сердцевину цветка и облака. И перешел к долгожданному этапу сушки ткани. С самого начала занятия Костя ждал именно этот момент и все спрашивал — «Когда же будет фен?».

Лиза рисует натюрморт с фруктами. Перед нанесением краски она намочила шелк водой, которая улучшает закрепление пигмента на ткани. Затем закрасила полотно желтым цветом. После сушки ткани феном и нанесения воска завершилась работа над бананом. На следующем этапе Лиза вновь покрасила все полотно оранжевым цветом. После повторной сушки феном и работы с воском на ткани обозначилась груша.

Мастерская прошла в веселой, дружеской атмосфере – ребята подсказывали этапы, обменивались репликами и подтрунивали друг над другом. Завершение работы над композициями ожидается в следующее воскресенье, и мы обязательно покажем результаты этой кропотливой работы!

Репортаж подготовлен журналистом-добровольцем
Еленой Агафоновой

Проект «Развитие учебных мастерских для особенных детей и молодых людей» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (Грант № 17-1-0009054): президентскиегранты.рф