Обучение чтению при сложных формах нарушений зрительного гнозиса

Макеева Виктория Павловна  логопед, массажистМакеева Виктория Павловна
Логопед, массажист
Резюме специалиста

При разных проблемах развития детей в качестве сопутствующего нарушения довольно часто встречаются сложности зрительного восприятия и опознания изображений, символов (знаков), или даже реальных предметов и лиц хорошо знакомых людей. Такие проблемы называются «нарушения зрительного гнозиса» или «зрительные дисгнозии». В той или иной степени гностические нарушения встречаются у многих детей с детским церебральным параличом (ДЦП), а своеобразие зрительного, тактильного и слухового восприятия детей с ранним детским аутизмом (РДА) вообще считается одной из особенностей этого типа искаженного развития.

В процессе обучения нарушения зрительного гнозиса в первую очередь сказываются на скорости и качестве обучения ребенка чтению, а также на качестве и полноте представлений об окружающем мире. Существует три основных способа обучения чтению, опирающихся на разные поддерживающие этот процесс психические функции:

  • обучение чтению по складам;
  • обучение чтению по слогам;
  • обучение глобальному чтению (запоминание образа слова целиком).

Каждому способу соответствует большое количество более или менее известных (в том числе авторских) методик, а также отдельных методов обучения. Но, без качественного зрительного восприятия символов букв непосредственное использование традиционных методик обучения чтению оказывается неэффективным.

У большинства детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития к проблемам зрительного восприятия добавляются еще и специфические особенности звукобуквенного анализа и синтеза, а также другие, характерные для особых детей, логопедические проблемы. В результате успешное обучение чтению становится возможным лишь при подборе методов и средств обучения, соответствующих индивидуальной конфигурации особенностей (нарушений) развития высших психических функций (ВПФ) конкретного ребенка.

В нашей организации для каждого из детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития разрабатываются и эффективно используются уже более 10 лет индивидуальные сценарии коррекционной работы. В большинстве случаев выбирается стратегия обучения чтению «по складам» (лишь для некоторых детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) проводится работа по формировании навыка глобального чтения). А вот методика обучения чтению выстраивается по результатам нейропсихологического обследования.

Если в ходе обследования выявляются проблемы зрительного восприятия, обучение чтению начинается с подбора типа и размера шрифта, в котором обучение станет для ребенка доступным. В выбранных параметрах изготавливается индивидуальный двухцветный набор карточек с буквами (красные – гласные, синие – согласные), по которому ребенок будет осваивать графические образы букв, одновременно связывая эти образы со звуками. Постепенно, по мере обучения, размер шрифта уменьшается и от изучения отдельных звуков ребенок переходит к чтению сначала открытых складов. По мере автоматизации навыка, двухцветный шрифт заменятся на черный, и еще раз уменьшается размер шрифта.

Традиционные вспомогательные задания на тактильное освоение образа букв, составление образа букв из частей, дописывание до целого и т.п. применяются лишь в том случае, если нейропсихологический профиль ребенка указывает на необходимость подключения этих методов коррекционной работы.

По мере освоения и автоматизации чтения складов, к открытым складам добавляется отдельный звук, затем второй склад и так далее. Постепенно навык чтения закрепляется, и методика обучения чтению приобретает все более традиционный вид.

Многие дети с тяжелыми и множественными нарушениями, уже освоив чтение, все равно не могут опознавать текст в мелком, «книжном» шрифте. Постепенно уменьшая шрифт в заданиях на чтение, обучая ребенка опознавать буквы в разных шрифтах, логопед тщательно подбирает для каждого ученика минимальный из доступных ему шрифтов и наиболее удобную для опознания конфигурацию шрифта. В этих параметрах впоследствии родители и школьные учителя имеют возможность дублировать задания по русскому языку, чтению и математике. Таким образом, ребенок получает возможность учиться и осваивать школьную программу практически наравне со сверстниками без гностических проблем.