Обучение неговорящих детей альтернативным формам коммуникации

Богданова Ольга Александровна - дефектологБогданова Ольга Александровна
Дефектолог
Резюме специалиста

Коммуникация возникает в тот момент, когда один человек посылает сообщение другому человеку в речевой или неречевой форме. Если собеседник отвечает на сообщение, завязывается диалог и начинается общение. Традиционно принято подразделять коммуникацию на вербальную и невербальную.

Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной экспрессивной речи). Невербальная коммуникация – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.).

Некоторые дети не могут использовать вербальную форму коммуникации в силу нарушений развития (например, при тяжелых формах ДЦП, в сложных случаях РДА, при синдроме Дауна, и других нарушениях развития). Это ограничение влияет не только на общение ребенка, но и на развитие всех познавательных процессов, а также на становление личности в целом. И именно в таких случаях необходимо своевременно поддержать развитие ребенка, предоставив ему возможность альтернативной формы коммуникации.

Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие активную экспрессивную речь людям, не способным общаться с помощью речи. Альтернативные формы коммуникации могут использоваться постоянно (если продуктивное использование экспрессивной речи невозможно), либо временно замещать речь или использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью. В настоящее время убедительно доказано, что при серьезных задержках речевого развития альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию, а не просто заменяет собой речь (о чем часто беспокоятся родители).

В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографий, цветных и черно-белых пиктограмм, письменная речь (в том числе в форме набора сообщения на клавиатуре компьютера).

В нашем учреждении мы используем все доступные формы письменной речи для читающих детей и коммуникацию с использованием пиктограмм. Альтернативные формы коммуникации используются в трех направлениях коррекционной работы:

  • для детей, имеющих выраженные расстройства аутистического спектра, не позволяющие ребенку пользоваться речью;
  • для организации взаимодействия и общения с детьми с ДЦП, чья экспрессивная речь не развивается в силу тяжести неврологической патологии;
  • в качестве временного вспомогательного средства на этапе растормаживания речи у детей с тяжелыми формами моторной алалии (в том числе при опухолях и кистах соответствующих зон головного мозга, а также при генетически обусловленных задержках развития, например, при Даун-синдроме).

Обучение альтернативной коммуникации – это непростой процесс, требующий профессионализма и знаний в этой области. Подбор форм альтернативной коммуникации всегда осложнен тем, что в каждом конкретном случае конфигурация сопутствующих проблем детей разнообразна. При подборе форм и средств альтернативной коммуникации учитываются и особенности развития ребенка, и уклад жизни и общения в конкретной семье, и технические возможности организации коммуникации.

Особенно важен индивидуальный подход при обучении использованию пиктограмм. В этом случае индивидуализируется практически все: от набора используемых пиктограмм (особенно на первом этапе работы), до формы подачи материала ребенку и способов взаимодействия с ребенком на уроке и дома. Ребята с РДА не всегда готовы показывать пиктограммы в ответ на вопрос, а уж тем более в целях инициирования коммуникации. Поэтому на занятиях и дома, при обсуждении и составлении планов, они чаще выклеивают свои предпочтения, выбирая из набора готовых распечатанных значков. Некоторые дети с ДЦП, в силу тяжелых моторных проблем, могут продуктивно использовать лишь крупные, объемные карточки с пиктографическими знаками. Другие ребята свободно ориентируются и показывают небольшие по размеру знаки, но у них не хватает интеллектуальных способностей, чтобы общаться развернутыми предложениями. И, наконец, те ребята, кто способен к развернутому общению с помощью пиктографических знаков, нуждаются в удобных для ежедневного использования ресурсах, содержащих большое количество значков.

Помимо изучения и частичного внедрения отечественного и зарубежного опыта, специалистами учреждения разработана и успешно используется система коммуникационных карт. Эти карты позволяют сделать процесс общения с использованием пиктограмм максимально удобным в ежедневной бытовой и учебной коммуникации. В настоящее время идет процесс апробации разработанной системы с использованием специализированных электронных коммуникаторов и инициируется разработка специальных приложений для планшетов и других современных электронных устройств, которые могут быть приспособлены для коммуникационных нужд наших детей.

Пиктограммы