Обучение письму при сложных формах диспраксии

Диспраксия в самом широком смысле – это нарушение управления движениями у детей при отсутствии нарушений мышечного тонуса и параличей мышц. При грубых формах диспраксии нарушения затрагивают и крупные, и тонко организованные движения. В этом случае ребенок не может поймать мяч, совершить точный бросок в цель, попасть ракеткой по мячу и т.п. Все движения, требующие координации, выполняются ребенком с видимым затруднением и напряжением. Часто родители оценивают таких детей как крайне неуклюжих, как будто бы «деревянных». При более легких формах диспраксии проблемы обнаруживаются лишь при попытках ребенка что-либо нарисовать, написать или при произнесении сложных по звуковой конструкции слов, требующих быстрого переключения с одной артикуляции на другую. В этом случае либо речь, либо изобразительная деятельность и письмо могут оказаться для ребенка трудно доступными. Зачастую, такие дети обнаруживают полную неспособность изобразить на белом листе даже простые геометрические фигуры, «накручивая» вместо любого изображения «каракули». При самых легких вариантах нарушений, проблема проявляет себя при попытках передать тонкие детали изображения, при написании длинных слов или при письме под диктовку в быстром темпе. Такие легкие варианты недоразвития динамического праксиса приводят в период школьного обучения к формированию моторной дисграфии у детей. Отдельную группу детей с диспраксией составляют дети с ДЦП, у которых нарушение организации движений происходит и на уровне тонуса (первично) и на уровне формирования управления движениями (вторично).

В большинстве случаев, традиционно принятые в практике коррекционной педагогики способы помощи таким детям – обводки и штриховки всех типов/размеров и письмо «рука в руке» — не дают результатов либо оказывают на развитие навыков самостоятельного письма минимальное влияние. Темп освоения графических навыков остается очень низким. В результате, не формируется письменная речь ребенка. Вслед за письменной речью в развитии задерживается и вербально-логическое мышление. Постоянные неудачи при попытках написать или нарисовать что-либо приводят к формированию целого ряда психологических комплексов. Таким образом, казалось бы «изолированное нарушение» одной психической функции начинает влиять на развитие всей психики ребенка.

Одновременно встает вопрос о программе обучения для таких детей, так как ни в массовой школе, ни в коррекционных школах VII и VIII видов специальных коррекционных программ, помогающих формированию динамического праксиса, нет. По опыту взаимодействия с коррекционными школами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид), мы также обнаружили отсутствие специальных методик для коррекции и развития этой функции у детей с ДЦП.

Понимая актуальность проблемы формирования самостоятельного письма для наших детей, мы на протяжении десяти лет подбирали методические приемы коррекции и развития динамического праксиса при обучении письму. Результатом нашей работы стала разработанная и апробированная методика обучения письму печатными и прописными буквами в сочетании с коррекцией нарушений динамического праксиса у детей с выраженными нарушениями развития этой функции. Благодаря своей методике, за годы работы учреждения мы научили писать большое количество считавшихся «необучаемыми» детей, и готовы с уверенностью утверждать, что научиться писать может каждый ребенок, овладевший устной речью.

Для детей с ДЦП дополнительно проводится подбор насадок и креплений пишущих элементов, позволяющих сформировать уверенный схват и частично компенсировать характерные проблемы тонуса рук.

Для детей с моторной дисграфией разработан комплекс упражнений, позволяющих скорректировать первичную проблему, препятствующую закреплению навыка письма.