Материалы докладов

    Текст доклада и презентация, представленные директором НОУ «Странник» Киселевой Наталией Александровной на конференции «Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии», проходившей в Санкт-Петербурге 18-20 сентября 2014 года.

Доклад называется «Поэтапное формирование бытовой и учебной коммуникации с помощью пиктограмм».

   Практическая работа, этап которой мы постарались проанализировать,  проводится на базе негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «Странник». Специалисты нашего учреждения нацелены на длительное сопровождение развития ребенка. То есть, мы непосредственно участвуем в развитии  ребенка, во-первых, на протяжении многих лет, а во-вторых, в тесном контакте с семьей и параллельно с посещением ребенком дошкольного учреждения, реабилитационных центров, школы и т.д. В отношении альтернативной коммуникации, такая позиция учреждения заставляет нас разрабатывать подходы, которые:

- не потеряют  актуальности на разных этапах развития ребенка

- могут быть применены для общения как в бытовых, так и в учебных ситуациях, а также в ситуациях социального взаимодействия с посторонними для ребенка людьми.

 Слайд 2

 

Как видно из схемы (слайд 2), во взаимодействие с помощью средств альтернативной коммуникации вовлекается большое количество людей:

-  семейное окружение ребенка, в котором важна именно бытовая коммуникация и возможность выяснить потребности и предпочтения ребенка

-  учителя и воспитатели образовательных учреждений, для которых, помимо бытовой коммуникации, необходима и специально организованная коммуникации в учебных ситуациях, в процессе которой ребенок мог бы проявить свою компетентность на разных уроках

- сотрудники кафе, магазинов, концертных и выставочных залов и другие люди, вовлеченные в коммуникацию с помощью пиктограмм в различных ситуациях социального взаимодействия. И здесь на первый план выходит простота и удобство выбранной системы коммуникации.

Специалист, помогающий формировать систему альтернативной коммуникации для конкретного ребенка должен иметь в своих руках некий универсальный  инструмент, применимый во всем многообразии ситуаций. Причем этот инструмент должен давать возможность как номинативно «называть» необходимый для ребенка предмет или действие (на раннем этапе развития коммуникации), так и  предоставлять возможность развернутого высказывания на более поздних этапах.

Проанализировав потребности в коммуникации нескольких неговорящих детей, находящихся на разном уровне развития и имеющих различные проблемы и особенности, мы выбрали для работы в учреждении пиктограммы, предлагаемые шведским сервисом Picto Online (http://www.pictogram.se). Образцы пиктограмм и адрес сервиса вы видите на слайде.

Слайд 3.

Примеры  пиктограмм, предоставленных шведским сервисом Picto Online

http://www.pictogram.se

   Естественно, в процессе работы, уточняя потребности и интересы наших детей, мы вынуждены были дополнять базовый комплект новыми пиктограммами. Примеры таких разработок – на слайде № 4.

 Слайд 4.

Примеры пиктограмм, разработанных специалистами НОУ «Странник»

Слайд 5.

Почему были выбраны именно черно-белые картинки?

1. Повышается четкость опознания отдельного стимула.

2.  Снижается нагрузка на зрительную систему и увеличивается четкость опознания стимулов при работе с большим количеством пиктограмм, организованных на одном листе в тематической коммуникационной карте.

3. При использовании черно-белых изображений формируется представление об обобщающей сущности слова. Цвет сразу делает любое изображение более конкретным.

4. Появляется возможность с помощью цветных изображений уточнять нюансы выбора, конкретизируя более общее понятие, выраженное пиктограммой.

1. Во-первых, черно-белые изображения лучше опознаются зрительной системой при любых видах нарушения зрения (а такие проблемы характерны для детей со множественными нарушениями).

2. Вторая причина становится очевидной на более поздних этапах развития коммуникации. При первом знакомстве с пиктограммами,  когда вся работа специалистов и родителей направлена на то, чтобы предоставить ребенку возможность проявить свои потребности и предпочтения в бытовых ситуациях, используемые знаки могут быть, по сути, любыми – картинки, фотографии реальных предметов, PECS картинки и т.п. Карточки-обозначения изготавливаются довольно крупные, 5х5 см и формируются в индивидуальные коммуникационные папки (слайд 6).

Слайд 6.

Один из вариантов  индивидуальной  коммуникационной папки

   Но если коммуникация с помощью пиктограмм развивается вместе с развитием ребенка, то на следующих этапах работы количество используемых одновременно пиктограмм становится значительным (более 100 пиктограмм). Возникает необходимость оптимизации процесса общения, так как использование отдельных карточек-пиктограмм в таком объеме становится неудобным.

Во-первых, на этом этапе к работе удобно подключать использование планшетов-коммуникаторов Go Tog. Вставные листы к планшету Go Tog заполняются специалистами НОУ «Странник» вместе с ребенком и родителями уже знакомыми и освоенными пиктограммами. У родителей появляется возможность организовать коммуникацию с помощью пиктограмм не только в домашних условиях, но и при посещении различных учреждений, праздничных мероприятий, во время поездок за  город или в гости.

  Слайд 7.

Коммуникатор Go Tog 20+

и оформленные карты-вставки с использованием черно-белых пиктограмм

Еще один выход был придуман специалистами нашего учреждения.  Мы  разработали и успешно применяем индивидуальные тематические коммуникационные карты.

  Слайд 8.

Индивидуальная тематическая коммуникационная карта

для творческих занятий на уроках и дома

Слайд 9.

Индивидуальная тематическая коммуникационная карта «завтрак»

    Уже знакомые ребенку  пиктограммы на таких картах уменьшаются в размере. Справа помещаются пиктограммы, используемые в различных ситуациях , а слева – пиктограммы, относящиеся к теме данной карты. Показывая последовательно несколько пиктограмм, ребенок может «произносить» целые предложения, обращаться к собеседнику, благодарить за оказанную помощь и т.д.  И здесь еще раз проявляется удобство черно-белых символов. Если представить себе эти же знаки на коммуникационной карте в виде цветных изображений, станет очевидно, насколько их трудно будет «читать».

Черно-белые знаки дополняются цветными изображениями в тех случаях, когда необходимо уточнить выбор ребенка, хорошо разбирающегося «в тонкостях» объекта обсуждения (слайд 10)

Слайд 10.

 Иллюстрация возможностей уточнения выбора с помощью цветных изображений, дополняющих пиктограмму-обобщение

     На этом этапе «расходятся дороги» учебной и бытовой коммуникации. Общеизвестен постулат о единстве развития мышления и речи. В то же время, бытовая коммуникация слабо способствует развитию операций анализа и синтеза, формированию способности классифицировать понятия, объекты и явления. Требуются специальные условия обучения, чтобы научить ребенка (тем более не говорящего ребенка) устанавливать причинно-следственные связи между происходящими событиями, и уж тем более потребуется специальная система коммуникации, позволяющая эти причинно-следственные связи описывать. Отдельного продумывания требует создание условий для проявления ребенком  своей компетентности в темах различных учебных предметов. То есть, в определенный момент бытовая и учебная коммуникации раскрываются как два крыла бабочки. На обоих крыльях одинаковые узоры – и в той и в другой форме коммуникации могут употребляться одни и те же слова  («яблоко» – это «выпрашиваемый объект» в одном случае и фрукт, плод дерева, которое называется яблоня, – в другом). Но контекст употребления слова, следовательно и семантическое поле, в котором это слово находится (крыло бабочки) – разные. Развивая проведенную ранее аналогию, бабочка не может летать на одном крыле, и мы должны так организовать работу с ребенком, чтобы параллельно развивалась и бытовая, и учебная коммуникация. Другими словами, чтобы одновременно были созданы условия  для развития и эмоционально-волевой сферы ребенка, и системы регуляции его поведения, и всех доступных ребенку видов мышления.

Слайд 11.

Единство и различие значения слов

при использовании в бытовой и учебной коммуникации

 

Для достижения этой цели недостаточны уже и возможности тематических коммуникационных карт. Наиболее перспективным, на наш взгляд, является переход на этом этапе к использованию компьютерных программ, позволяющих формировать и озвучивать высказывания ребенка. В настоящее время сотрудниками нашего учреждения проводится  адаптация возможностей программы  JABtalk к решению этих задач, но работа еще только-только начата.

Слайд 12.

Благодарю за внимание!

 Презентация доклада