Нейропсихологическая диагностика

Киселева Наталия Александровна - дефектолог, нейропсихолог, директор НОУ СтранникКиселева Наталия Александровна
Дефектолог, нейропсихолог, директор НОУ «Странник»
Резюме специалиста

Нейропсихология детского возраста (или детская нейропсихология) является одним из направлений общей нейропсихологии. Нейропсихология стала отдельной наукой во второй половине ХХ века. В СССР основоположником новой науки был Александр Романович Лурия, благодаря трудам которого были определены основное содержание и границы этой научной дисциплины, сформулированы основные принципы и подходы к исследованию мозговой организации психических процессов, а также разработаны специфические методы нейропсихологической диагностики.

Общей задачей нейропсихологии является изучение мозговых основ высших психических функций. Но такое изучение не сводится к простым ссылкам на мозг как на некий «единый орган психики». Нейропсихология – наука интегративная. Любой психический процесс изучается в рамках нейропсихологического подхода и с физиологической, и с психологической и с социальной стороны. Поэтому и предметом нейропсихологии является изучение многоуровневой структуры высших психических функций человека в контексте его личности, сознательной деятельности. Основные задачи нейропсихологии — изучение взаимосвязи нарушения системы определенных высших психических функций (ВПФ) с поражением соответствующих зон мозга, выявление механизмов (факторов) их нарушения, а также выделение синдромов нарушения ВПФ и разработка путей коррекции нарушений, с учетом данных, полученных в ходе нейропсихологического обследования пациента.

Детская нейропсихологическая диагностика призвана решать целый ряд прикладных задач:

  • всестороннего обследования уровня развития и сформированности высших психических функций у детей, что позволяет сделать выводы о причинах школьных проблем и поведенческой дизадаптации;
  • оценки специальных способностей, что позволяет грамотно поддерживать развитие одаренных детей;
  • разработки дифференцированных рекомендаций при подготовке детей к школе, что позволяет избежать многих проблем в обучении и адаптации в начальной школе;
  • характеристики обучаемости и диагностики причин проблем в развитии и обучении ребенка, что позволяет подобрать режим и программу обучения, подходящую именно для вашего ребенка, независимо от тяжести и разнообразия проблем его развития;
  • разработки коррекционных методик, нацеленных на коррекцию отдельных психических функций и разработка реабилитационных комплексов, призванных помочь конкретному ребенку в развитии и формировании высших психических функций.

В нашем учреждении комплекс услуг по нейропсихологической диагностике включает в себя несколько встреч со специалистом:

  • первичный прием родителей с анализом истории развития и медицинской документации ребенка;
  • две или три встречи с ребенком, в процессе которых проводится нейропсихологическое тестирование и выявляются особенности обучаемости ребенка;
  • итоговая встреча с родителями с обсуждением результатов диагностики, выдачей нейропсихологического заключения и рекомендаций.

Результаты диагностики также дают возможность наметить пути коррекции выявленных проблем развития ребенка, если это необходимо, и дать конкретные рекомендации специалистам – логопедам, дефектологам и психологам, которые будут коррекционную работу проводить.