Трудовое обучение детей с множественными нарушениями развития. Использование техники «изготовление
самодельной бумаги» на уроках труда

Запись опубликована 09.10.2013г.

Киселева Н. А., Румянцева О. С.
г. Санкт-Петербург

Данная статья вторая в серии работ, в которых авторы планируют описать и проанализировать специфические особенности организации обучения детей с множественными нарушениями развития по программе «Технология (труд)» в средней школе (специализированная школа VI вида, обучение проводится по программе VIII вида). Помимо выраженных двигательных нарушений, вследствие которых многие виды схватов и движений рук ребенку просто недоступны, все ребята, обучающиеся на уроках труда в БГОУ «Центр «Динамика» и в творческой мастерской НОУ «Странник» имеют выраженные интеллектуальные проблемы, а также сопутствующие зрительные нарушения. Такое многообразие проблем развития наших детей накладывает серьезные ограничения на использование практически всех традиционных для уроков труда в средней школе видов деятельности, а многие виды работы (например, шитье, столярные работы, самостоятельное приготовление пищи и т.п.) оказываются совершенно недоступными и даже опасными. Именно поэтому, разрабатывая программу обучения для наших детей, мы выбирали в качестве простых технологических процессов оформительские виды деятельности (более подробно об этом можно прочитать в первой нашей статье [1]).

В этой статье речь пойдет о процессе изготовления самодельной бумаги из самого простого и доступного сырья – белых или разноцветных салфеток. Рассказывая о каждом этапе работы, авторы постараются проявить все трудности, с которыми сталкиваются дети с двигательными нарушениями, сниженным зрением и интеллектуальной недостаточностью. Также мы предложим способы преодоления этих ограничений, делающие данный вид оформительской деятельности доступным для наших детей.

Для проведения уроков необходимы следующие материалы и оборудование (рисунок 1, 2):

  1. Разноцветные салфетки (лучше тонкие двухслойные).
  2. Засушенные флор-материалы.
  3. Пластиковые контейнеры разных размеров.
  4. Деревянные рамки для фотографий с натянутой на них плотной москитной сеткой.
  5. Поднос.
  6. Тряпки, небольшие махровые полотенца, губки и газеты для удаления излишков воды и сушки изделия.
  7. Блендер.

1 этап. Задумка изделия.

В первый год обучения само изготовление бумаги является целью всей работы на уроке. Ребята осваивают последовательность действий, получая представление об изготовлении бумаги как о простом технологическом процессе. Впоследствии (второй, третий и четвертый год обучения) освоенный процесс изготовления бумаги становится уже средством для оформления какого-либо изделия. Это может быть открытка, фотоальбом, часть тематического панно и т.п. Соответственно, первым делом должно быть продумано именно изделие, диктующее тон, колорит и наполнение флорой того фрагмента самодельной бумаги, который будет использоваться в оформлении. И на этом этапе на первый план выходят характерные для наших учащихся интеллектуальные трудности и бедность представлений об окружающем мире. Многие ребята испытывают трудности на этапе замысла изделия, даже при четко заданной теме работы (например, долго выбирают образ для коллективного панно на тему «лес», и в итоге предлагают крокодила). Другие ученики, выбрав образ, предлагают совершенно неадекватные цветовые решения для своей работы (например, выбирают салфетки любимого ярко красного цвета для создания образа собаки или лошади, хотя в наборе есть все материалы для изготовления реалистичного изображения). Создавая более сложные произведения, требующие последовательной работы на нескольких уроках, молодые люди не удерживают в памяти план действий. Они забывают, с какой целью на предыдущем уроке выполняли ту или иную работу, и поэтому без помощи педагога не могут продолжить начатое. И, наконец, без специальной воспитательной работы ребята не могут критически оценить результаты своего труда. В итоге их удовлетворяет любой результат, независимо от качества получившегося изделия.

Соответственно, во вводной части занятия на первом этапе педагог знакомит учеников с особенностями техники, показывает образцы готовых изделий, выполненных в этой технике, и объясняет порядок работы по технологическим картам. На последующих этапах это же время на занятии будет посвящено коллективному обсуждению замысла будущих работ, выбору подходящих материалов, самостоятельной организации учеником своего рабочего места. Учитывая, что большинство наших учащихся сами не передвигаются, под «самостоятельной организацией рабочего места» мы понимаем активную позицию ученика в процессе подготовки к работе в выбранной технике. На первом этапе, объясняя, что и как делать, педагог по своей инициативе выдает учащимся все материалы и оборудование для работы, помогая в нужный момент выполнить нужные действия. Когда же ученики освоили порядок работы в этой технике, педагог организует занятие так, чтобы ребята обращались к нему или к помощнику с просьбой выдать им нужные материалы и оборудование.

2 этап. Выбор сырья.

Существует множество различных способов изготовления самодельной бумаги. Они различаются исходным сырьем, методом изготовления и сушки, видом декора. В качестве сырья на уроках мы используем бумажные салфетки, потому что:

  • салфетки легко рвутся руками даже при выраженных проблемах моторики;
  • палитра готовых цветных салфеток чрезвычайно разнообразна, к тому же белые салфетки легко подкрашиваются акварелью в светлые пастельные тона без применения специальных красителей;
  • волокна измельченных салфеток хорошо сцепляются между собой даже при кратковременном замачивании в тёплой воде, что очень важно в условиях ограниченного по времени урока.

В качестве дополнения для декора в сырье может включаться засушенная флора: лепестки цветов, тонкие травинки, мелкие семена растений и т.д. Пересушенный флор-материал требует предварительного увлажнения. Например, перед началом урока можно положить подготовленную флору между влажными тряпочками.

3 этап. Изготовление рабочей массы.

Сначала салфетки измельчаются вручную. Если дальнейшее механическое измельчение не планируется, кусочки салфеток должны быть очень мелкими. Такое качественное измельчение руками — очень трудная задача для большинства наших учеников. На самостоятельное измельчение салфеток для будущего произведения у ребят иногда уходит целый урок. На время выполнения этой механической работы мы обычно включаем музыкальное сопровождение занятия или проводим тематические беседы и обсуждения. И все же, несмотря на затраченные ребятами усилия, кусочки салфеток оказываются недостаточно мелкими для получения качественных волокон (Рисунок 3).

Рисунок 3. Предварительное измельчение

Рисунок 3. Предварительное измельчение

Поэтому после предварительного измельчения руками, мы в большинстве случаев загружаем подготовленные кусочки салфеток в блендер, доливаем воду (примерно 2/3 воды и 1/3 бумаги) и превращаем салфетки в более ли менее однородную массу. Удобнее использовать модели блендера, запускающие процесс измельчения при нажатии на крышку устройства (рисунок 4), так как детям с моторными проблемами такое движение наиболее доступно и удобно. Загрузить салфетки, долить воду, закрыть блендер и нажать на крышку ребята могут самостоятельно, а вот при перекладывании готовой массы из блендера в контейнер им требуется помощь учителя.

Далее выливаем получившуюся массу в пластиковый контейнер (или глубокую тарелку) и добавляем еще немного теплой воды. Даем получившейся массе постоять и набухнуть (3-5 минут). Затем перемешиваем, слегка перетирая массу пальцами (если моторика не позволяет – перемешиваем ложкой). В итоге в контейнере получается взвесь из измельченной бумажной массы в воде – пульпа (рисунок 5). Для улучшения связи между волокнами будущей бумаги можно (но не обязательно) добавить в пульпу небольшое количество разведенного предварительно крахмала в расчете примерно 1 чайная ложка крахмала на 0,5 литра пульпы. На этом же этапе в подготовленную белую пульпу можно добавить акварель, свекольный отвар, настой крепкого чая или любой другой краситель по выбору и в зависимости от замысла авторов.

За одно занятие один ученик может самостоятельно подготовить для отливки пульпу только одного цвета. Поэтому перед тем, как приступить к работе, ребята договариваются между собой, кто с каким цветом будет работать, и каждый заготавливает пульпу выбранного цвета сразу для всех ребят, кто будет использовать этот цвет. Если у кого-то из учеников оказалось больше работы, чем у других, ребята договариваются между собой о помощи. В этом отношении атмосфера мастерской располагает к более тесному общению, а положение «за круглым столом» позволяет ребятам наблюдать за действиями друг друга и вовремя оказывать помощь сидящим рядом одноклассникам.

4 этап. Подготовка оборудования для процесса отливки.

Для того, что бы начать процесс отливки, необходимо прежде подготовить рабочую поверхность. Чем ровнее рабочая поверхность, тем легче будет изготовить ровный бумажный лист, а чем лучше она впитывает влагу, тем быстрее и равномернее высохнет изделие.

1 способ. На поднос выкладываем стопку газет, накрываем их махровым полотенцем (этот «пирог» будет впитывать воду), сверху кладем вискозную хозяйственную салфетку — она хорошо проводит влагу, к тому же на нее удобно выкладывать бумажную массу, а готовое изделие легко от нее отстает. Еще одно тонкое хлопчатобумажное полотенце либо вискозная салфетка и поролоновая губка понадобятся для удаления излишков воды с поверхности и сушки готового изделия. Подготовленная этим способом рабочая поверхность наилучшим образом подходит для отливки ровных одноцветных бумажных листов, а также для украшения готового изделия флорой уже после отливки бумажного листа (так как вода впитывается в основу постепенно, у ребят остается время для того, чтобы на еще сыром материале подправить недочеты и уложить флор-материал).

2 способ. Для отливки можно использовать рамку с натянутой на нее сеткой. В этом случае мы точно так же берем поднос и газеты или хозяйственные салфетки. На подготовленную впитывающую поверхность кладем рамку с натянутой сеткой и выливаем раствор уже на сетку (рисунок 6). Этот способ подходит при отливке листов с уже размешанным в пульпе флор-материалом, а также при отливке образов в силиконовых контурах.

Рисунок 6. Подготовленная рабочая поверхность

Рисунок 6. Подготовленная рабочая поверхность

5 этап. Бумажное литье с использованием флор-материалов.

Украшение будущей самодельной бумаги флорой можно осуществить двумя способами. В зависимости от задумки автора, в подготовленную пульпу может быть добавлен мелкий флор-материал или более крупные элементы флоры могут быть наложены на уже отлитый лист.

В первом случае флор-материал следует предварительно замочить в небольшом количестве воды и, непосредственно перед отливкой бумажного листа, вылить эту воду с флорой в пульпу, тщательно перемешивая (рисунок 7).

После этого рабочая масса из пульпы и флоры выливается на сетку, разравнивается и застывает общей массой (рисунок 8). При этом волокна пульпы обволакивают и скрепляют хаотично распределившийся в фоне флор-материал (рисунок 9).

Во втором случае флор-материал следует предварительно выдержать между влажными салфетками в течение 15-20 минут. В этом варианте сначала на рабочую поверхность сетки выливается часть приготовленной пульпы (рисунок 10), затем флор-материал выкладывается по задумке автора (рисунок 11), а затем получившийся рисунок закрепляется оставшейся частью пульпы (рисунок 12).

6 этап. Бумажное литье задуманного образа.

Если из самодельной бумаги задумано изготовить конкретный образ, то можно выполнить эту задумку несколькими способами:

  • отлить бумажный лист соответствующего цвета и вырезать нужный образ;
  • нарисовать контур на сетке и заполнить контур пульпой;
  • наложить силиконовую форму на сетку и залить пульпу в форму.

Так как самостоятельно вырезать из мягкого и хрупкого самодельного листа что-то очень сложно для наших учеников (а многие ребята без помощи совсем не могут вырезать), мы используем в своей работе второй и третий способы создания образов из самодельной бумаги.

Если выбран способ изготовления образа по контуру, ученик выбирает из большого набора контурных изображений подходящий для его задумки образ (или рисует свой образ на бумаге). Педагог помогает перенести этот рисунок на сетку, рисуя по сетке перманентным маркером (эту работу нашим ребятам самостоятельно не выполнить). После чего подготовленная пульпа укладывается и разравнивается учеником внутри контура. Высушенное изделие может быть дорисовано, наклеено на фон или включено в качестве элемента в тематическое панно (рисунок 13).

Если выбран способ отливки в силиконовой форме (можно также использовать пластмассовые формы для лепки), ученик выбирает нужную форму, накладывает её на сетку и заливает пульпой, тщательно разравнивания массу внутри контура (рисунок 14). Основным недостатком этого способа является ограниченность количества образов набором силиконовых форм, которые удалось достать учителю.

7 этап. Бумажное литье с использованием пульпы разных цветов.

При отливке бумажного листа можно смешивать пульпу разных цветов, например чтобы получить неоднородный разноцветный бумажный фон. В этом случае перед отливкой следует смешать пульпу нескольких цветов в одной емкости, почти не перемешивая.

Трудности, с которыми сталкиваются ребята со сложными двигательными нарушениями:

  • многие с большим трудом переворачивают емкость с бумажной массой, движение получается резким и не точным;
  • не получается выполнить это движение с одновременным смещением руки вдоль рабочей поверхности сетки или ткани так, что бы масса ложилась равномерно;
  • при разравнивании выложенной на сетку массы, ребята «тыкают» в получившуюся массу пальцами вместо аккуратного поглаживания и похлопывания рукой, в результате вместо разравнивания массы получается ее рыхление и высушенное изделие впоследствии разваливается.

Чтобы минимизировать трудности для наших учеников, мы непосредственно перед литьем разливаем получившуюся пульпу по небольшим ёмкостям с круглыми бортиками, так как такие ёмкости легче переворачивать. Ребята малыми частями выливают пульпу на сетку, постепенно добавляя новые кусочки к своей работе, а не смещая руку для заполнения новых мест. Мы понемногу доливаем воду на рабочую поверхность до тех пор, пока ребятам не удается разровнять вылитую на сетку массу. Такое дополнительное увлажнение помогает сцепляться отдельным слоям пульпы по мере ее разравнивания.

8 этап. Отжим.

После того, как бумага отлита и нас все в ней устраивает, накрываем получившийся лист вискозной салфеткой и удаляем лишнюю воду поролоновой губкой. Впитавшуюся воду отжимаем. Даже эту, казалось бы, несложную операцию, могут самостоятельно выполнить далеко не все наши ученики. Многим ребятам трудно удерживать и не сжимать в руке мягкую губку, соответственно зажатая губка не впитывает влагу. Другие дети берут губку лишь двумя пальцами, поэтому «примакивающие» движения слабые и неравномерные. Затруднение вызывает и отжимающее движение — зачастую только что собранные излишки воды отжимаются обратно на работу из-за непроизвольного сжатия руки, пытающейся переместить губку. В преодолении этих трудностей могут помочь небольшие поролоновые валики для покраски стен. Их можно прокатывать по поверхности вискозной салфетки, держа за ручку, а для удаления излишков воды прокатать этот же валик с нажимом по жесткой наклонной поверхности (например, можно использовать ванночку для краски, которые обычно продаются вместе с валиками в строительных магазинах).

Дальше вынимаем мокрые газеты и полотенце с подноса, сливаем скопившуюся на подносе воду, а изделие на салфетке кладем на сухие газеты и оставляем на просушку на два-три дня. Так как волокна сырого изделия еще очень плохо сцеплены между собой, любое неловкое движение может привести к разрыву будущего бумажного листа. Поэтому перенос готового изделия на сухие газеты по просьбе учащихся всегда осуществляет педагог.

9 этап. Оформление изделия.

На первом этапе изучения техники сам бумажный лист является готовым изделием. Поэтому мы предлагаем ученикам подобрать подходящий для этого изделия фон и оформить свою работу без каких-либо изменений (рисунок 17). На втором этапе, когда ребята создают образы, они подбирают уже тематическое оформление именно для этого образа (рисунок 18). На третьем и четвертом этапе самодельная бумага становится частью оформления какого-либо изделия, соответственно формат, размер, обрезка бумажного листа производится в соответствии с параметрами, заданными готовым изделием (рисунки 19, 20). Готовое изделие обычно оформляется с использованием сразу нескольких изученных техник. Например, лист фотоальбома оформлен с использованием декоративной вырубки и самодельной бумаги, а открытки – с использованием тиснения (рамка открытки), вырубки (бумажные бабочки, листики) и декорированной флорой самодельной бумаги (центральный элемент).

Список литературы:

  1. Киселева Н.А., Румянцева О.С. «Трудовое обучение детей с множественными нарушениями развития (при преимущественном грубом нарушении функционирования опорно-двигательного аппарата в сочетании с интеллектуальными и сенсорными нарушениями развития)» / компакт-диск «Открытый педагогический форум «Новая школа-2011». 2012
  2. Богданов В.В, С.Н. Попова. Истории обыкновенных вещей. Изд. «Педагогика-Пресс», М., 1992, с. 70-76
  3. Слово о бумаге. Н.Ю. Яковлев. М. 1988г.
  4. Технология бумаги, М., 1992г.
  5. Ремесленные мастерские: от терапии к профессии. Составитель Ю. В. Липес. — М.: Теревинф, 2004. – 133с.
  6. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы. – Псков: издательство АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. – 124с.
  7. Творческие профессии для людей с инвалидностью [Липес Ю.В. сост.]. – М.: Теревинф, 2009. – 200с.
  8. Производство бумаги в теории и на практике, пер. со словацкого, М., 1964г.