Цели и задачи учебных мастерских

Румянцева Ольга Сергеевна Румянцева Ольга Сергеевна — художник,
коррекционный педагог
Email: olja.rum@gmail.com
Резюме специалиста

Москвичева Анна ИгоревнаМосквичева Анна Игоревна – ассистент педагога
Email: annainternest@gmail.com
Резюме специалиста

Работая много лет с особыми детьми, чьи движения, интеллектуальный статус или возможности коммуникации резко ограничены, мы пришли к выводу, что единственный путь социализации в этом случае – творческая самореализация в сфере оформления или, как принято сейчас говорить, дизайна.

Любая работа требует от человека проявления определенных качеств характера – целеустремленности, умения спланировать свой труд, а также выполнить спланированные действия от начала до конца быстро и, главное, качественно. Необходим также достаточный уровень критичности по отношению к результатам своего труда и умение работать во взаимодействии с другими членами коллектива. Кроме того, в любом деле есть круг знаний, умений и навыков, без которых выполнение работы становится невозможным.

Часто обладая глубоким художественным чутьем и чувством прекрасного, дети с особыми образовательными потребностями не приобретают за период школьного обучения даже самых элементарных трудовых навыков, так как ограниченность их возможностей сильно обедняет спектр доступных им видов деятельности. Постепенно ребенок привыкает «ничего не мочь» и вырастает взрослый человек, осознающий себя инвалидом и ведущий себя как инвалид, а не как активный член общества. Получается, что с одной стороны, мы стремимся дать нашим особым детям равные возможности со всеми их сверстниками, а с другой стороны, невольно поддерживаем их ограниченность, не предоставляя им условий для активного, а самое главное, социально полезного труда.

Для того, чтобы ребенок с интеллектуальной недостаточностью, с серьезными двигательными проблемами или выраженным аутичным поведением смог в будущем освоить какие-то виды оформительской деятельности и трудиться в творческих мастерских, принося пользу окружающим его людям и получая моральное удовольствие, а возможно и материальное вознаграждение за свой труд, необходимо создать несколько условий.

Во-первых, необходимо чтобы с ранних лет ребенок привыкал дарить результаты своего труда другим людям, причем не только близким, но и мало знакомым, но нуждающимся в поддержке. Выполняя бесплатный социальный заказ на оформление поздравительного плаката для ветеранов или создание творческих работ для интерьера социальной столовой, ребята осознают значимость своего труда. Вручая свои работы благодарным получателям такой социальной помощи, они испытывают гордость и впервые ощущают собственную значимость. В результате, приступая к следующим работам, изучая на учебных занятиях новые способы оформления и техники, ребята относятся к такой учебе с большей ответственностью, зная, что все полученные знания и навыки им нужно будет применить при выполнении следующего заказа. Забегая вперед, отметим, что производственные творческие мастерские, где могли бы трудиться наши дети в будущем, когда станут уже взрослыми людьми, не смогут по вполне понятным причинам конкурировать на рынке дизайнерских услуг. Зато такие мастерские могли бы осуществлять оформление всех мыслимых и немыслимых социальных объектов нашего города, выполняя социальные заказы. В результате все социальные учреждения, официальные структуры, дома-интернаты и дома ветеранов постепенно стали бы оазисами искусства и творчества.

Во-вторых, чтобы каждый ребенок, несмотря на различные проблемы в своем развитии, смог найти для себя понравившиеся и доступные ему способы реализации в творчестве, необходимо подобрать такое оборудование и материалы, так организовать рабочие места и выбрать такие виды оформительской деятельности, которые нивелировали бы проблемы детей, делая любой творческий акт максимально простым в исполнении. В настоящее время в наших мастерских уже собрано и используется большое количество такого «облегчающего творчество» оборудования, причем спектр используемого постоянно расширяется. Постоянно расширяется и список техник, которые смогут освоить наши дети в рамках обучения в мастерских.

И, наконец, в-третьих, в учебных мастерских необходимо детей многому научить, чтобы выросшим молодым людям было что применять в своей работе уже в производственных творческих мастерских. В учебной мастерской ребята должны получить основы художественных знаний, научиться пользоваться оборудованием, технологическими картами для разных видов оформительской деятельности, научиться выбирать техники оформления и подходящие материалы для задуманной работы и многому-многому другому. Кроме того, будущие мастера должны быть психологически подготовлены к систематическому труду, к совместной работе над одним художественным произведением. Нужно научить ребят добиваться наилучшего результата, не успокаиваться, пока не получится действительно качественная работа.

Организованные на базе НОУ «Странник» учебные мастерские нацелены на решение описанных выше задач и успешно функционируют уже не первый год. Маленькие творческие коллективы мастерских уже успели выполнить ряд социальных заказов и наша работа продолжается.

К сожалению, пока у нас нет ни финансовых, ни иных ресурсных возможностей организовать для наших старших выпускников полноценные производственные творческие мастерские, но мы ведем активную работу в этом направлении и не теряем надежды, что небольшие учебные мастерские в будущем вырастут в настоящий «город мастеров».

Работа в учебной мастерской
Группа №1 2012/13 учебный год